План: самообразование учителя математики. Цели и задачи, пример

План: самообразование учителя математики. Цели и задачи, пример

14.09.2018 Выкл. Автор admin

Для того чтобы учить и воспитывать детей, педагог должен владеть всеми инновациями, вводимыми в образовательную систему. Повышение квалификации направлено на совершенствование профессиональных навыков, знакомство с новыми методами преподавания конкретных дисциплин. Методическая тема, над которой работает педагог, может быть представлена коллегам во время курсов.

По новым Федеральным государственным образовательным стандартам, каждый учитель обязан постоянно повышать уровень своих педагогических знаний. Для этого ему нужно иметь личную траекторию развития, определенный индивидуальный план самообразования. Учителя математики не являются исключением. Тем более что преподаваемый ими предмет является обязательным для получения аттестата. Самообразование педагога — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая личностью. Ее цель — приобретение четких знаний в педагогической области.

  1. Подбирается направление, методическая тема.
  2. Формулируется цель, ставятся задачи.
  3. Осуществляется поиск источников для самообразования.
  4. Подбирается форма обучения.
  5. Составляется план самообразования.
  6. Определяются результаты.
  7. Анализируется и оценивается деятельность в ходе самообразования, составляется отчет.
  8. С полученными результатами знакомят коллег по методическому объединению

Специфика работы педагога такова, что для полноценной деятельности он должен владеть своим предметом, основными методиками преподавания, педагогикой и психологией. Учитель математики обязан владеть высоким уровнем культуры, обладать приемами риторики, быть эрудированным, знать основы мониторинга. Для того чтобы добиться желаемого результата, можно подобрать следующие направления самообразования:

  • Изучение специфики преподаваемого предмета.
  • Педагогическое либо психологическое исследование, связанное с родителями и учениками.
  • Образование педагога в области искусства общения.
  • Изучение педагогических технологий, приемов и методов обучения.
  • Предупреждение преждевременного эмоционального выгорания учителей.

План «Самообразование учителя математики» должен иметь определенную тему. Существует огромное количество вариантов. У каждого педагога есть возможность подобрать то направление для самообразования, которое соответствует специфике работы всего педагогического коллектива, а также личным интересам самого человека. Обязательным условием является направленность ее на повышение уровня воспитательного процесса, эффективности обучения. В помощь учителям математики предлагаем примерный перечень тем для самообразования:

  • Проектное обучение математике.
  • Интерактивность методик изучения предмета в начальной школе.
  • ИКТ в среднем звене.
  • Развитие критического мышления через устный счет.
  • Портфолио учителя математики.
  • Пропедевтика в ОУ.
  • Интегрированный урок.
  • Дифференцированное обучение.
  • Совершенствование методов обучения на уроках математики.
  • Выявление и развитие одаренных школьников.
  • Разработка контрольных работ с целью проверки знаний учащихся по математике.
  • Игровые технологии на уроках.
  • Способы преодоления перегрузок учащихся при выполнении домашних заданий по математике.

В качестве цели самообразования можно рассматривать повышение уровня собственной эрудиции, общей и правовой культуры. Педагог может поставить перед собой цель – изучить и внедрить новые методы, формы, приемы обучения. План самообразования учителя математики по ФГОС – обязательное условие для подачи заявления на получение категории (первой или высшей). Звучать цель должна емко. Она обязана отражать особенности работы педагога. Те задачи, которые являются шагами к достижению поставленной цели, содержит этот план. Самообразование учителя математики аналогично деятельности преподавателей иных учебных дисциплин. Оно обязательно для выполнения.

Часто самообразование направлено на применение информационно-коммуникативных технологий при преподавании математики. В этом случае для него обязательно составляется детальный план. Самообразование учителя математики в данном направлении имеет следующую цель: изучение и внедрение ИКТ в предмет. Какие задачи поставить перед собой педагогу в данной ситуации? В первую очередь необходимо найти материал по данной проблеме, пройти курсы, направленные на повышение квалификации, стать участником семинаров и конференций, посетить уроки опытных коллег. Далее можно приступать к разработке комплекта собственных занятий, основным элементом которых станет именно ИКТ. Важно апробировать свою разработку, а результаты представить коллегам.

Существует подразделение форм самообразования на две части: групповые и индивидуальные. В последней форме в качестве инициатора рассматривается сам учитель. А руководитель методического объединения может стимулировать либо инициировать данный процесс. При групповой форме предполагается работа методического объединения, курсы повышения квалификации. В этом случае вся группа вырабатывает общий план. Самообразование учителя математики является непрерывным процессом. При этом у педагога есть право на изменение выбранной темы.

Как происходит самообразование учителя математики? Темы, план, которые выбирает педагог, утверждаются методическим советом школы либо предметным МО. В каждом учебном заведении разработаны свои требования. Но есть и общие рекомендации. Личный план содержит название, цель, задачи, ожидаемый результат, алгоритм действий, предварительные сроки для каждого этапа, способ представления результата работы, форму отчета перед коллегами.

Педагог в рамках повышения уровня своего образования систематически просматривает определенные телевизионные передачи, читает педагогические издания, анализирует материалы по психологии, педагогике, посещает тренинги, семинары и предметные выставки, изучает современные методики, проходит периодические курсы повышения квалификации, проводит открытые уроки, организовывает кружковую и внеклассную деятельность, общается с коллегами.

В любой деятельности должен быть создан какой-то конечный продукт. В связи с этим в личном плане учителя математики обязательно указывается список тех результатов, что достигнуты преподавателем за определенный период. В качестве итогового продукта самообразования педагога на отдельном этапе могут быть представлены пособия, тесты, дидактические материалы, выступления перед коллегами, доклады, сценарии открытых уроков.

В качестве распространенных форм предоставления отчета по теме самообразования можно выделить доклад, публикацию, презентацию проделанной работы перед коллегами по МО. В среднем работа над темой по самообразованию проводится учителем математики 2-4 года. Затем выбирается новое направление исследования.

Приведем пример самообразовательного плана учителя математики первой квалификационной категории. Его тема: «Формирование компетенций у учащихся путем применения ИКТ на уроках». Цель — создать условия в рамках ФГОС для самореализации личности ученика с учётом индивидуальных склонностей, способностей для раскрытия интеллектуального потенциала, самостоятельности и активности. При этом полученные результаты являются объектом стандартизации.

  • Изучить нормативные документы, методическую литературу по теме самообразования.
  • Обеспечить использование инновационных современных технологий в рамках ФГОС.
  • Изучить методики преподавания математики.
  • Увеличить интерес воспитанников к информационным технологиям, логическому мышлению.
  • Провести диагностику полученных результатов, познавательных интересов, творческих мотивов обучающихся.
  • Создать условия для полноценного развития деятельности учащихся во время обучения математике, для их нравственного, интеллектуального, духовного развития.

Далее предоставляется подробная информация о том, что именно будет делать педагог и какие результаты он хочет при этом получить. Перспективный план составляется на учебный год. Педагог указывает в нем период деятельности над каждым этапом самообразования, а также форму отчета по проведенной работе.

Для того чтобы преподавать в современной школе так, как того требуют новые федеральные стандарты, важно постоянно заниматься своим самообразованием, развитием. Именно для этого в должностные требования, разработанные для учителей школ, был введены пункты об обязательном прохождения курсов повышения квалификации, работе по самообучению.